Рецензия как она есть С самых первых кадров можно вполне логично предположить, что Лукас понастальгировал (не надо забывать, что именно он по большей части ответственен за сюжетно-идейные дела, хотя сценарий – отнюдь не его – это следует учесть при выставлении оценок, как бы он – не виноват). Невада, 1957 год… Рок-н-ролльная песенка сопровождает своим превесёлым звучанием автоколонну военных автомобилей и некий ретромобиль, гружёный невменяемыми от какой-то свойственной лишь им радости подростками, обгоняющий милитаристскую технику одну за другой. Я посмел бы расценить это как недвойственный намёк на второй фильм Лукаса «Американские граффити», воспевающий рок-н-ролльное буйство подростков-старшеклассников. Примечателен тот факт, что и в том фильме играл господин Форд, более того, он был одним из безбашенных гонщиков, жёстко поплатившимся в конце фильма за свою самонадеянность. И вот теперь, невольно, он уже в другой роли снова принимал участие в гонках (но об «участии» пока ничего неизвестно… я заглянул немного вперёд). Итак, один из военных автомобилей принимает вызов возмутителей спокойствия и тягается силами с быстрым автомобилем американской молодёжи, состязание заканчивается выруливанием с главной дороги куда-то вправо всей автоколонны, и уносящимся в неведомую даль ретромобилем. Джордж Лукас и Стивен Спилберг на фоне того самого ретромобиля А это они же, но только в далёком 1981 году на съёмках первого фильма о похождениях Индианы «Искатели потерянного ковчега» Как видите, залогом успеха служат три вещи: очки, бороды и… головные уборы… Уронив ностальгическую слезу по времени господства рок-н-ролла, мы переносимся на военную базу, попутно, с членами автопробега расстреливая горстку американских военных, охраняющих въезд на эту самую базу. Естественно, люди в военных автомобилях вовсе не те, за кого бы их можно было принять. Это – переодетые в американскую униформу советские шпийоны, ну или, лучше сказать, группа быстрого реагирования (по крайней мере, расстрел они проводили в лучших традициях коммандос по условной команде своего командира). И вот мы видим автомобили, припаркованные рядом с каким-то зданием, напоминающим не то склад, не то ангар. Из багажника одной машины выволакивают не то чтобы тучного, но достаточно полного человека. Затем оттуда же появляется шляпа, и, наконец, виновник всего этого киноторжества… Ещё один человек… Надо отдать должное, Спилберг как мог растянул удовольствие от первого экранного появления героя. Он буквально дразнит зрителя своей неспешностью… «Упала шляпа, упала на пол…» Смотрите, кто её поднял! Это же Тень! Нет, не Алек Болдуин… Харрисон… Харрисон Форд, а если быть точнее, доктор Генри Джонс-младший. Когда второго человека выволакивают, мы видим его со спины, потом нашим глазам предстаёт тень человека, надевающего шляпу, до этого валявшуюся на земле, традиционная композиция начинает ласкать слух, затем вновь вид со спины и… наконец, он перед нами и, кажется, вовсе не изменившийся со времён «Последнего крестового похода», лёгкая ухмылка, потрёпанный вид... Доктор Генри Джонс-младший собственной персоной. Двое «из ларца» неодинаковых с лица Рабочий момент съёмок: Стивен Спилберг и Харрисон Форд Ну и раз уж явлен главный герой, то почему бы теперь не явить и главного злодея… точнее будет сказать злодейку.. нет, не Родину нашу, Советский Союз… а любимицу товарища Сталина, специалиста по паранормальным явлениям природы, бравую агентшу КГБ Ирину Спалько, которую в фильме блистательно играет Кейт Бланшетт. Ирина Спалько – главный антагонист фильма Ох, и хороша же Кейт в этой роли.. Нет, очередного Оскара ей за это не видать (сценарист, увы, не дал её героине развернуться), но играет очень даже... Вот что значит талант. «Ваши мысли, трудно читать… Вы поможете нам, доктор Джонс…» Кто бы сомневался? Пустые угрозы телесного бичевания не имеют успеха... Это же Инди... сколько раз он в своей жизни получал по морд… простите, по лицу кулаком с размаху... Этим его не проймёшь. Однако под дулами автоматов на что только не пойдёшь. И вот ворота военного склада (всё-таки пусть это здание будет складом) открываются. И первое, что бросается в глаза искушённому зрителю – это цифры на его распахнутых вратах. «51» – гордо констатируетразъехавшееся по сторонам изображение и на фоне этой цифры уже начинают проясняться некоторые детали будущих перепятий. «Доктор Джонс, вы здесь бывали раньше, не так ли?» - всплывает в мозгу фраза, брошенная в сторону Инди ещё на улице. Ведь если он здесь уже бывал, и цифры на дверях - не случайность… Нет… Этого просто не может быть (хотя, практика показывает, что может и спустя минут 20 зритель в этом убеждается) Неискушённому же зрителю цифры ни о чём не говорят, а я не намерен раскрывать перед ними сразу все карты, равно как и режиссёр… Нет… Я просто задам один вопрос: Слыхали ли вы когда-нибудь про «Зону 51»? И, пока вы думаете, тщетно пытаясь вспомнить, где же вы уже встречали это странное название, искушённый зритель терзается такими догадками и опасениями, которые вам и не снились. Стоить отметить, что некоторым зрителям, выразившим уже своё мнение о фильме на страницах различных ресурсов, попался на глаза ящик с тем самым «потерянным ковчегом», который Инди искал в первой части своих классических похождений. Так что, будьте внимательней, не упустите шанса прикоснуться к фанатским радостям. Я вот упустил такую деталь из виду. Оказывается, если нет под рукой компаса, то вместо него вполне сойдёт порох. Миф или правда? В любом случае, у Инди это так. Итак, Инди демонстрирует прекрасные познания в физике, с лёгкостью при помощи пороха отыскивая загадочный контейнер с мощным электромагнитным полем его содержимого, которое, как выясняется в процессе диалогов, уже попадалось Индиане на глаза. Страшные догадки постепенно находят своё подтверждение в лице… нет, точнее будет сказать, в лапе неких мумифицированных остатков, обнаруженных внутри вскрытого контейнера. А потом начинается чисто Джонсовское веселье: с кнутом, прыжками, драками и… впечатляющим побегом из плена на ракете, случайно запущенной в полёт… нет, точнее будет сказать, в поездку в кульминации одной из экшн-сцен. Дальше – больше! Веселиться – так по полной. Оседлав ракету резво, прокатились с ветерком… Бедный Инди бежит по бескрайним просторам Невады, предстающей нам в образе безлюдной пустыни, ища спасение в одном из городков, так кстати оказывающимся заселённым манекенами. Да-да… Ещё один сюрприз… Городок – не что иное как полигон для ядерных испытаний, и вот уже звучит: «осталось 15 секунд», и вот уже растерянный Инди пытается остановить улепётывающих коммунистов (в контексте фильма, слово «коммунист» заменяет слово «русский», видимо, по причине политкорректности), ещё недавно отчаянно гнавшихся за ним вплоть до самого городка, вот он уже мечется внутри одного из домов, вот он находит холодильник со спасительной надписью: «Свинцовая обшивка»… Бабах! Ядерный взрыв сметает всё на пути своей ударной волны... Одиноко летящий холодильник приземляется прямо перед недоумёнными спермофилусами (в переводе с лат. - суслики). Мы пришли с миром! Немного о сусликах: суслики одними из первых вообще предстают зрителям в начале просмотра, олицетворяя всю глубину природного богатства Невады. У меня они вызвали умиление и не больше, однако некоторые люди на различных кинематографических форумах нелицеприятно высказываются на сей счёт в виду того, что якобы суслики – компьютеризированные, и это бросается в глаза. Я не знаю… Никакой достоверной информации по этому поводу не имею… мне в глаза это не бросилось. Когда мне попадёт в руки лицензионный ДВД, то обещаю, что постараюсь выяснить сей факт. Вообще, идея снимать новые приключения Инди подразумевала под собой полное, ну или хотя бы 90%-ное отрешение от компьютерных эффектов. Но вернёмся к нашим рефрижераторам. Дверка холодильника распахивается, и из неё вываливается доктор Джонс. В-общем, жив здоров и невридим, Инди наш непобедим... На радость сусликам и зрителям. По мне, так это намёк на бытовавшие в то время поверия, о том, что спрятавшись под матрас, надев специальные очки или же укрывшись за свинцовым щитом, можно спасти себе жизнь во время ядерного взрыва... Ведь, если я не ошибаюсь, в то время в Штатах были распространены многочисленные ролики на эту тему, и послушные члены американского общества копали себе бомбоубежища на предмет начала внезапной агрессии со стороны СССР. Настоящая американская самоирония воплотилась в этом эпизоде с холодильником, и это было круто. Надо признать, хоть Спилберг и стремился не ставить спецэффекты во главу угла, ядерный грибок получился более чем реалистично смастерённым. Никак Лукасовская ILM постаралась… У них, кстати, в работе с «грибками» опыт достаточный – можно вспомнить «Dreams» Акиры Куросавы. А что касается реальности происходящего на экране… Так это ж – Инди, вспомните рыцаря-тамплиера из «Крестового похода», сколько ему там веков было? )) Да, конечно, там всё сводилось к мистике… здесь же, как я уже выше написал, скорее была иронизация на тему гонки вооружений и холодной войны. Выжив после взрыва и сдавшись местным властям в лице агентов ФБР, Инди, предварительно очищенный от радиоактивной пыли, подозревается в шпионаже в пользу коммунистов. Из-под подозрений частично его выводит героическое прошлое, о котором мы вскользь узнаём из уст высокопоставленного военного, который называет его ни много ни мало «полковником» с множеством военных наград. Узнаём, что служил он в ВВС, и был… наконец-то мы вспомнили про цифры на воротах… в составе, группы людей, которых с завязанными глазами притащили обследовать остатки некоего аппарата десятью годами ранее. Если отнять от 1957 года 10 лет, то получится 1947, что подтвердит все догадки и опасения искушённого зрителя – Росуэлл, знаменитое крушение НЛО. Теперь уже сомнений нет - дело простыми артефактами на сей раз не ограничится... Джонс возвращается к своей преподавательской деятельности (всё-таки не стоит забывать, что фильм является продолжением уже когда-то начатой истории, а потому сей факт явился своеобразным шоком для незнакомых с прошлыми пережитками судьбы Индианы), однако его вызывает декан и в виду неладов профессора с законом в свете последних событий, отправляет его в бессрочный отпуск, ставя также и свою карьеру под удар. Вообще, когда декан впервые появился в кадре, я всё думал… неужели это старина Маркус Броуди (персонаж прошлых частей) так изменился до неузнаваемости… Ан-нет… Это просто другой человек, а что стало с Маркусом мы узнаём сразу после неприятного для Инди разговора об отстранении. - Ты меня увольняешь? Маркус Броуди, равно как и отец Индианы (фотография его засвечена в кадре – на ней не трудно узнать сэра Шона Коннери, собственно и сыгравшего роль Генри-старшего в «Крестовом походе») скончался. Жаль, оба были редкими весельчаками и не раз выкидывали знатные комические фокусы, не хуже самого Инди. Но что делать, люди они были уже преклонного возраста… а потому… всё закономерно (и как бы отказ Коннери от съёмок тут ни причём). Казалось бы, столько событий произошло, столько разных намёков, столько разных отсылов к прошлому, а ведь экранного времени по сути прошло-то не так уж и много, а настоящий драйв ещё впереди. Человек, заставивший Джонса изменить свои планы на безвременный отпуск Итак, огорчённый своим временным увольнением, Инди садится на поезд и отправляется в путешествие… Но путешествие быстро прерывается с появлением байкера, останавливающего профессора в начале пути. В задушевной беседе парень (байкер) рассказывает Джонсу о том, что некий учёный Оксли (друг Инди), бывший ему во многом сродни отцу, погибшему на войне, пропал в процессе поиска Хрустальных Черепов, и передаёт ему письмо пропавшего, согласно рекомендации своей матери по имени Мэрион, коих в подружках у Джонса водилось немало. Для фанатов серии сразу же становится многое понятно (другим значительно позже), уж если не по имени матери юнца в кожаной куртке, так хотя бы по его собственному имени Mutt, что с жаргонного английского переводится как «шавка» или что-то типа того, а в русском дубляже звучит как «Пёс». А мы, т.е. фанаты серии, прекрасно знаем, что имя «Индиана» позаимствовано Генри Джонсом у его горячо любимой в детстве собаки. Т.е. налицо некий общий элемент у этих двух заговорщиков, болтающих под пристальным взглядом одного из разведывательных ведомств одной из противоборствующих сторон. Да-да… за ними неустанно следят…. Погоня, небольшой подарок для фанатов в лице обезглавленной статуи Маркуса во дворе университета, нарушение распорядка дня в храме знаний с непременным «Не засиживайтесь в библиотеке!», брошенному студентам, скучноватая лекция на тему «Черепов» и узоров в пустыне Наска, и, наконец, начало поисков Оксли, ну и артефактов заодно. На этом я, пожалуй, остановлюсь в сюжетном повествовании, всё-таки это рецензия, а не пересказ. Скажу лишь, что зрителя ждут: семейные тайны одинокого Генри и его сюжетных спутников - от встречи с любимой из «Искателей потерянного ковчега» Мэрион Рэйвенвуд (мать Пса Вильямса) – всё такая же улыбчивая, как и много лет назад в «Искателях потерянного ковчега» Мэрион (Карен Аллен), 1981 год, «Искатели потерянного ковчега» до шокирующего для самого искателя приключений откровения в трясине зыбучего болота - Нет. Не шевелись…. Не дёргайся…. машина для рубки леса (кое-кто из критиков посчитал её позаимствованной из «Сибирского цирюльника» Михалкова), которая, даже сломавшись в начале пути, умудрилась-таки каким-то образом проложить две пыльные дороги (или одну, но очень широкую, с растительностью в виде разделяющей полосы) сквозь непроходимые джунгли, Метким выстрелом Инди чудовищная машина была уничтожена правда, не без последствий для него самого гонки по джунглям, Вообще, это традиционный приём Инди скакать с одного средства передвижения на другое фехтовально-акробатические трюки (в которых опять же следопыты из РуНета умудрились отыскать нарисованного Шиа ЛаБуфа, сыгравшего Пса Вильямса), Пёс Вильямс в действии и жёстком телесном контакте с иноконтинентальной формой жизни, Ириной Спалько. Я бы назвал это так: «Кулак против Силы Мысли». гигантские муравьи-убийцы (сравнимые по своей кровожадности разве что со скарабеями в «Мумии» Соммерса), Ничто не отвлекает драчунов от схватки… даже муравьи, которые со спокойствием морских волн, словно Моисея, огибают всё попавшее под влияние артефакта. туземцы (хранители великих тайн), Даже в таком затруднительном положении находится выход. и, конечно, инопланетяне (которых я в картинках вам не покажу).
Другие материалы по теме
|